1. Уточнили порядок регистрации в ЕИС госзакупок
Казначейство расширило перечень уполномоченных лиц организации. С 13 сентября к ним относят тех, кто вправе подписывать в ЕИС распоряжения о казначейских платежах. Такое лицо должно быть указано в карточке образцов подписей к лицевым счетам.
Напомним, организации, зарегистрированные в ЕИС до 1 января, обязаны перерегистрироваться до конца года.
Документ: Приказ Казначейства России от 29.07.2022 N 18н
2. Суды: госзаказчик может согласовать допработы в переписке и без заключения соглашения
Заказчик принял результат по строительному контракту, его расторгли по соглашению. Подрядчик потребовал оплатить допработы, которые предусмотрели в проектной документации, но не в смете.
Заказчик отказал:
• допработы не согласовывали. Резерв на непредвиденные затраты исчерпали. Это оговорили в соглашении;
• для их выполнения уже заключили сделку с другим лицом.
Три инстанции взыскали с заказчика долг и госпошлину:
• подрядчик не раз сообщал заказчику, что в проектной документации есть работы, которых нет в смете. Их невыполнение грозило годности и прочности результата. Это подтвердил специалист;
• допработы не самостоятельные. Хотя заказчик этого не отрицал, он недобросовестно разместил отдельную закупку на них, чем ввел потенциальных подрядчиков в заблуждение;
• стороны не заключали соглашение на спорные работы. Однако из переписки и поведения заказчика следует, что их согласовали.
Напомним, по общему правилу с заказчика нельзя взыскать оплату допработ, которые выполнили без его согласия.
Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 26.08.2022 по делу N А59-3530/2020
3. УФАС напомнило, к каким заявкам в госзакупках лекарств из ЖНВЛП не применяют спецусловия допуска
Заказчик приобретал лекарство из ЖНВЛП. Сработал механизм "третий лишний". К заявке победителя применили спецусловия допуска, поскольку его товар на всех стадиях производят в ЕАЭС.
Один из участников указал в жалобе, что приоритет следовало отдать его заявке, так как он предложил самую низкую цену. Он также подтвердил, что все стадии производства лекарства проходят в ЕАЭС.
Участник пояснил, что в графе "Стадии производства до получения молекулы" стоит прочерк, так как препарат выделяют из источников минерального происхождения и у него нет такого этапа производства. На это указывал Минпромторг.
Контролеры признали жалобу необоснованной:
• участник приложил документ, который в графе "Стадии производства до получения молекулы" содержит прочерк. Заказчик не смог убедиться в том, что весь процесс производства проходит в ЕАЭС. Заявка не отвечала спецусловиям допуска;
• заказчик правильно выбрал победителя, поскольку тот подтвердил, что лекарство полностью изготовили в ЕАЭС. Цена его предложения не превысила 25% от наименьшего.
Контролеры Мордовского и Курганского УФАС также отмечали: у заказчика нет оснований применять спецусловия допуска к заявке, если в графе "Стадии производства до получения молекулы" стоит прочерк.
Документ: Решение Кемеровского УФАС России от 18.08.2022 N 08/5316 по делу N 042/06/48-991/2022
4. Суды выяснили, могут ли эквивалент и предмет закупки по Закону N 223-ФЗ иметь идентичные свойства
Контролерам пожаловались, что товар описали под конкретного производителя. Заказчик разрешил поставить эквивалент только с идентичными параметрами, но аналог не может совпадать по свойствам с предметом закупки. Вместо диапазонов нужных значений указали, что эквивалент — продукция, которая по характеристикам не уступает параметрам из документации.
Контролеры предписали устранить нарушение. Идентичные предмету закупки свойства имеет только конкретный товар, у эквивалента они всегда другие.
Суды не согласились с контролерами:
• заказчик правильно описал предмет закупки. Помимо товарного знака и модели техники он указал нужные характеристики и допустил поставку эквивалента с параметрами, которые не должны им уступать;
• контролеры неверно истолковали понятие "идентичный" как "точно соответствующий". Минэкономразвития отмечало, что идентичные — это товары с одинаковыми характерными для них основными признаками;
• антимонопольный орган не доказал, что в спорной закупке нельзя поставить эквивалент;
• заказчик правильно определил свойства товара с учетом своих потребностей. Любой участник мог предложить такую продукцию или ту, что не уступает по характеристикам.
Отметим, нарушением могут признать ситуацию, когда заказчик допускает поставку эквивалента, но не указывает его возможные характеристики. Это позволяет произвольно отклонять заявки из-за несоответствия предмету закупки.
Документ: Постановление 5-го ААС от 24.08.2022 по делу N А51-1229/2022
5. Кассация: поломка ноутбука не оправдывает пропуск срока для подписания договора по Закону N 223-ФЗ
Победителя признали уклонившимся, поскольку тот не подписал договор. Он пояснил, что уклоняться не хотел:
• договор не заключили из-за поломки ноутбука. Это подтверждают квитанция на ремонт, платежное поручение и т.д.;
• для закупки товара по договору получили счет на оплату, т.е. вели подготовку к исполнению обязательств.
Данные внесли в РНП. Три инстанции поддержали такое решение:
• подавая заявку на участие в закупке, победитель должен осознавать последствия своих действий, в том числе и неблагоприятные;
• поломка ноутбука не форс-мажор;
• недобросовестность победителя состояла в небрежном исполнении обязанностей при заключении договора. Времени на подписание было достаточно, но в срок этого не сделали. Все возможные меры, чтобы исправить ситуацию, не приняли;
• заказчик много раз уведомлял победителя, что нужно подписать договор, но тот не отвечал. Он мог подписать его заранее, а не ждать последнего дня срока;
• то, что заказчику сообщали о неисправности и невозможности подписать договор, не подтвердили. Письмо от оператора связи об исходящих звонках не доказывает ведения переговоров. Заказчик отрицал, что их проводили;
• приобретение товара по счету на оплату в данном случае нельзя считать добросовестным поведением.
Документ: Постановление АС Центрального округа от 23.08.2022 по делу N А23-9107/2021
6. Ключевую ставку снова понизили
Банк России на очередном заседании решил: с 19 сентября ключевая ставка равна 7,5%, что на 0,5 процентных пункта ниже предыдущего значения.
Следующее заседание по ключевой ставке намечено на 28 октября.
Документ: Информация Банка России от 16.09.2022
7. Проверки госзаказчиков: на какие сложности обратила внимание ФАС в обзоре практики за июль 2022 года
Анонс обзора:
• Требовали согласовать с заказчиком график производства работ в строительной закупке.
• Устанавливали доптребования к участникам по двум позициям одновременно.
• Ограничивали конкуренцию, когда приобретали работы по содержанию нескольких участков автодорог города.
Документ: Обзор практики рассмотрения жалоб при закупках по Закону N 44-ФЗ (июль 2022 года)
8. Суды снова взыскали лишь 1 штраф за ряд недостатков общего результата работ по госконтракту
Стороны договорились о ремонте автодороги. Заказчик выявил в результате работ 2 дефекта. Поскольку их не устранили, он начислил двойной штраф. Подрядчик платить не стал.
Суды взыскали штраф в одинарном размере:
• все недостатки касались качества общего результата работ на 1 объекте;
• в этом случае наличие двух видов дефектов не означает, что подрядчик совершил 2 самостоятельных нарушения.
Отметим, ранее ВС РФ поддержал суды, которые в сходной ситуации тоже взыскали с подрядчика штраф за 1 нарушение. Тогда недостатки ремонта относились к общему результату работ, хотя их выявили на разных участках дорог и зафиксировали в нескольких актах.
Документ: Постановление 2-го ААС от 01.09.2022 по делу N А82-2532/2022
9. ВС РФ напомнил: по Закону N 223-ФЗ нельзя указать два значения НМЦД с учетом системы налогообложения
Заказчик установил в документации 2 значения НМЦД: с НДС и без. При оценке заявок налог не учитывали. УФАС предписало устранить нарушение.
Три инстанции поддержали контролеров:
• Закон N 223-ФЗ не допускает устанавливать 2 значения НМЦД (с НДС и без). Заказчику следовало указать 1 для всех участников независимо от их системы налогообложения;
• участникам на ОСН предоставили преимущество. Их заявки оценивали без НДС, хотя договор заключили бы с учетом налога;
• контролеры верно усмотрели в действиях заказчика нарушение. Положения документации не отвечали принципам равноправия и ограничивали конкуренцию.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 06.09.2022 N 305-ЭС22-15109
10. В первом чтении приняли поправки о новом случае медицинских госзакупок для регионов у едпоставщика
Региональные госучреждения, в т.ч. муниципальные учреждения муниципальных образований в составе субъекта РФ, смогут проводить неконкурентные закупки:
• у ГУП субъекта РФ;
• АО, если 100% его акций принадлежат субъекту РФ.
Предприятие или общество должно определить правительство по обращению высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ (при наличии полномочий).
Приобрести у таких едпоставщиков можно, например:
• лекарства;
• продукты лечебного питания;
• средства дезинфекции;
• медоборудование и расходные материалы к нему.
Планируют, что новшества заработают с 1 января 2025 года.
Документ: Проект Федерального закона N 119762-8
11. Предложили форму программы по "выращиванию" компетентных поставщиков по Закону N 223-ФЗ
12 ноября вступит в силу Закон о введении механизма по "выращиванию" поставщиков, подрядчиков, исполнителей из числа СМСП для их потенциального участия в закупках по Закону N 223-ФЗ. Заказчики при участии корпорации развития МСП смогут утверждать для этого программы.
Минэкономразвития предложило форму такой программы. Среди прочего в ней определили сведения для заявки на участие (п. 11 проекта формы). Заказчик сам установит, в частности (п. п. 10, 14 и 21 проекта формы):
• перечень документов о соответствии участника основным и (или) дополнительным требованиям;
• сроки проверки заявки и информирования о результатах отбора.
Также хотят закрепить требования к порядку отбора участников. Так, в нем надо определить, как они станут направлять заявку и подтверждающие документы, а также обжаловать результаты отбора (пп. "б" и "е" п. 2 проекта требований).
Планируют, что новшества заработают также 12 ноября (п. 2 проекта постановления).
Документ: Проект постановления Правительства РФ
12. Поставщика не уведомили об экспертизе — суды признали односторонний отказ госзаказчика незаконным
Стороны согласовали поставку молока в ряд учреждений заказчика. Экспертиза установила: в 2 из них поступил товар, который не соответствует контракту. Поставщик не стал его менять, поскольку ему не сообщили об экспертизе. Заказчик отказался от контракта.
Три инстанции признали решение заказчика незаконным:
• поставщика не уведомили об экспертизе, а значит, нарушили процедуру по Закону N 44-ФЗ. В таком случае заключение эксперта нельзя считать надлежащим доказательством;
• всю партию молока произвели в один день и на одном заводе. На нее были сертификаты качества и результат исследований. Товар не мог отличаться в худшую сторону в зависимости от места поставки.
В практике есть пример, когда поставщику также не сообщили об экспертизе, но заключение признали надлежащим доказательством. Суд решил: само по себе то, что любую из сторон контракта не уведомили об экспертизе, не влечет признания ее результатов недействительными.
Документ: Постановление АС Поволжского округа от 09.09.2022 по делу N А12-28537/2021
13. Суды отклонили ссылку поставщика на рост цен из-за санкций и не стали расторгать госконтракт
В январе стороны заключили контракт на поставку бумаги. В марте поставщик предложил расторгнуть сделку по соглашению — она стала убыточной из-за удорожания материалов. Заказчик отказал.
Суды контракт не расторгли:
• финансовый кризис и неблагоприятную экономическую ситуацию нельзя отнести к существенному изменению обстоятельств. Поставщик должен был прогнозировать риски удорожания материалов. Невыгодность сделки в этом случае правового значения не имеет;
• конечный срок контракта не наступил. То, что его нельзя исполнить, поставщик не доказал. Отсутствие сырья, а также форс-мажор не подтвердили.
Отметим, недавно 12-й ААС тоже не увидел в увеличении цен из-за санкций существенного изменения обстоятельств. Суд отметил: стороны должны были прогнозировать экономическую ситуацию и не могли исключать вероятность роста цен.
Документ: Постановление 3-го ААС от 29.08.2022 по делу N А33-9477/2022
14. Контролеры напомнили: в извещение о госзакупке нужно включать проектную документацию полностью
Участник пожаловался, что в извещении о закупке капремонта разместили не все разделы проектной документации.
Заказчик пояснил: необходимые сведения об объекте закупки есть в основных разделах проекта. Их разместили в составе извещения. Этого достаточно, чтобы участник мог сформировать предложение.
Проверяющие нашли нарушение. По Закону N 44-ФЗ для описания объекта закупки проектную документацию нужно размещать полностью.
Документ: Решение Московского УФАС России от 29.08.2022 по делу N 077/06/106-12922/2022
15. Независимая гарантия при закупках у СМСП по Закону N 223-ФЗ: важные изменения с октября 2022 года
При электронных конкурентных закупках среди СМСП заказчики могут требовать обеспечения заявки и договора. По выбору участника обеспечение можно представить в виде независимой гарантии.
Подробности:
• При какой НМЦД можно требовать обеспечения заявки
• Какой установить размер обеспечения заявки и договора
• Какие есть способы обеспечения заявки и договора
В Законе N 223-ФЗ установили основные требования к обеспечительной гарантии. Так, выдать ее могут те же гаранты, что и по Закону N 44-ФЗ:
• банк из перечня Минфина;
• госкорпорация развития "ВЭБ.РФ";
• региональная гарантийная организация;
• Евразийский банк развития, если участник из ЕАЭС (кроме РФ).
Подробности:
• Какие основные требования предъявляют к гарантии для обеспечения заявки и договора.
При закупках, которые объявят после 1 октября, к гарантиям предъявляют доптребования. В частности, их нужно составлять по типовым формам. Среди прочего в них включают условие о том, что банк или региональная гарантийная организация должны выполнять обязательства, даже если их исключили из соответствующих перечней.
Подробности:
• Какие доптребования предъявляют к гарантии для обеспечения заявки и договора
Перечень условий гарантии не исчерпывающий. Гарантию для обеспечения заявки и договора можно дополнить иными условиями. Они не должны противоречить:
• извещению;
• документации;
• положению о закупке;
• доптребованиям.
Ряд условий нельзя включать в гарантию. Например, требование использовать информсистемы, которые берут плату при подаче запроса о выплате по гарантии в форме электронного документа.
16. Кассация: неограниченные закупки у едпоставщика на конкурентном рынке нарушают Закон N 223-ФЗ
В положении о закупке закрепили 24 основания закупки у едпоставщика, в том числе на конкурентных рынках. Проверяющие нашли в этом нарушение и предписали его устранить.
Три инстанции поддержали проверяющих:
• большинство оснований неконкурентной закупки необоснованные. Они охватывают почти любые потребности заказчика, что нарушает принципы Закона N 223-ФЗ;
• для закупки у едпоставщика нужны объективные причины, например срочность или низкоконкурентный рынок. Заказчик должен обосновать, что договор может исполнить лишь конкретный поставщик. Иначе это злоупотребление правом;
• допускать закупки у едпоставщика на конкурентном рынке без ограничений незаконно.
Документ: Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.09.2022 по делу N А75-17352/2021