О реализации права налоговых органов на получение от кредитных учреждений конфиденциальной информации о физических лицах, организациях и индивидуальных предпринимателях » Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей

О реализации права налоговых органов на получение от кредитных учреждений конфиденциальной информации о физических лицах, организациях и индивидуальных предпринимателях

О реализации права налоговых органов на получение от кредитных учреждений конфиденциальной информации о физических лицах, организациях и индивидуальных предпринимателях
Приложение к протоколу рабочей встречи
УФНС России по Хабаровскому краю
от 22.07.2021 № 01-06/116@,

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом Российской федерации (далее – НК РФ) ст. 82 НК РФ.
НК РФ определено 2 вида налоговых проверок
- камеральная налоговая проверка, которая проводится на основании предоставленной в текущем периоде отчетности налогоплательщика;
- выездная налоговая проверка, которая назначается на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, в рамках которой может быть проверена деятельность налогоплательщика за 3 года предшествующих году начала проверки и периоды текущего года.
Мероприятия налогового контроля, которые проводятся налоговыми органами, определены главой 14 НК РФ «Налоговый контроль».
К таким мероприятиям наряду с иными мероприятиями, определенными данной главой, является направление запросов в банки в отношении конкретных налогоплательщиков для получения сведений о движении денежных средств по расчетным счетам.
Налоговые органы в ходе проводимых мероприятий налогового контроля осуществляют сопоставление и анализ показателей отчетности, предоставляемой налогоплательщиками, со сведениями по движению денежных средств по расчетным счетам, что позволяет налоговым органам увидеть вывод денежных средств на операции, не связанные с осуществлением финансово-хозяйственной деятельности (иначе - обналичивание денежных средств), либо возможное занижение дохода для целей налогообложения.
Кроме того, налоговые органы осуществляют взаимодействие с кредитными организациями (банками) в рамках действия статьи 86 НК РФ.
Так, статьей 86 НК РФ определено, что банки самостоятельно направляют в налоговые органы сведения об открытых (закрытых) банковских счетах организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц на постоянной основе.
Основной смысл, вкладываемый в понятие счета – п. 2 ст. 11 НК РФ определено, что это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая счета, открытые на основании договора банковского счета в драгоценных металлах.
По запросу налоговых органов в порядке действия ст. 86 НК РФ банки предоставляют налоговым органам справки:
- о наличии счетов или вкладов (депозитов);
- об остатках денежных средств (драгметаллов) на счетах и вкладах;
- выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей;
- об остатках электронных денег, о переводах электронных денег.
Однако есть особенности, определенные ст. 86 НК РФ, для получения выписок по движению денежных средств по счетам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Налоговые органы могут получить информацию по движению денежных средств на счетах физического лица, но с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, при проведении налоговых проверок в отношении физического лица либо истребования у физического лица документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 93.1 НК РФ говорит об истребовании документов в период проведения камеральной и выездной налоговой проверки.).
Налоговые органы активно используют указанное право по запросу сведений об операциях по счетам физических лиц. Так, в 1 полугодии 2020 г. направлены запросы в банки для получения сведений по операциям на счетах в отношении 336 физических лиц, в 1 полугодии 2021 г. в отношении 548 физических лиц.
Кроме того, с 1 июля 2021 г. введен в действие пункт 2.1 статьи 86 НК РФ.
Данным пунктом введена обязанность банка - по запросу налогового органа выдавать налоговым органам копии:
- паспортов лиц, имеющих право на получение (распоряжение) денежными средствами, которые находятся на счете клиента;
- документов, определяющих отношение к открытию, ведению и закрытию счета клиента (включая договор на открытие банковского счета, заявление на открытие (закрытие) счета, договор на обслуживание с использованием банк-клиент, документы и информацию, предоставляемые клиентами (их представителями) при открытии счета;
- карточки с образцами подписей и оттиска печатей;
- информацию о бенефицарных владельцах, включая информацию, полученную банком при идентификации бенефициарных собственников, выгодоприобретателях, включая информацию в отношении отдельных операций или за определенный период, представителях клиента.
Понятия бенефициарного владельца и выгодоприобретателя раскрыты в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Так, бенефициарный владелец – это физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25% в капитале) клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действие клиента. Бенефициарным владельцем клиента – физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.
Выгодоприобретатель – это лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии, доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
Указанная информация предоставляется банками по запросу налогового органа в течение 3-х дней.
Эта информация предоставляется банками в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях:
- проведения камеральной и выездной проверки указанных лиц;
- в случаях истребования у этих лиц документов, в порядке действия ст. 93.1 НК РФ;
- вынесения в отношении этих лиц решений о взыскании налогов;
- принятия решения о приостановлении операций по счетам;
- решения о приостановлении переводов электронных денежных средств;
- решения об отмене приостановления операций по счетам;
- решений об отмене приостановления переводов электронных денежных средств.
Если говорить о предоставлении банками сведений по физическим лицам, не являющимися индивидуальными предпринимателями, то они предоставляются банками:
- при согласии руководителя вышестоящего налогового органа;
- в случаях проведения камеральной или выездной проверки физического лица;
- либо истребования у этого физического лица документов, в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
Также банки предоставляют указанные сведения в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц (не являющихся ИП) на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Ранее указанная информация запрашивалась налоговыми органами в банках на основании статьи 93.1 НКРФ, при этом сроки получения ответов варьировались от 5 рабочих дней (п.1 ст. 93.1 НК РФ) до 10 рабочих дней (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Сейчас только 3 рабочих дня, что значительно повышает оперативность получения налоговыми органами информации.
На основании вышеизложенного представителям бизнеса необходимо обратить внимание на то, что вывод денежных средств через личные счета физических лиц либо скрытые расчеты по оплате товаров (работ, услуг) на карточные счета физических лиц контролируются налоговыми органами. При этом обналичивание денежных средств является уголовным преступлением по ст. 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность», в связи с чем, бизнесу необходимо избегать подобных ситуаций.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

СМИ о нас:

Читать все публикации...

История семейного бизнеса Аллы Тарасевич

Хабинфо, 5 августа 2022г. Говорят, что мужу и жене лучше не работать в одной компании. Психологи считают, что это может быть ...

6 ТВ, "Круг ответственности" о поддержке бизнеса

Хабаровский муниципальный проектный офис для поддержки малого бизнеса на второй волне пандемии Участники обсуждения: Александр ...

Профиль бизнеса , 22 октября 2020 года

ДВОПП: по максимуму помочь предпринимателю

Амурмедиа, 31 мая 2020 года

Бизнес обратился к губернатору Хабаровского края с жалобами на "информационный вакуум"

Тихоокеанская звезда, 10 апреля 2020 года

БИЗНЕС В КРАЕ БАНКРОТИТЬ НЕ БУДУТ, НАЛОГИ ОТСРОЧАТ, С КРЕДИТОМ ПОМОГУТ

Российская газета, 5 марта 2020 года

Тормозные колодки

Амурмедиа, 7 февраля 2020 года

Тормози, не газуй: хабаровские перевозчики не заметили улучшения инвестиционного климата

Амурмедиа, 4 декабря 2019 года

Тремасова: Хабаровским перевозчикам ничего бесплатно не давали Подробнее: https://amurmedia.ru/news/884604/

ProKhab.ru, 22 ноября 2019 года

В ДВОПП сменился председатель правления

Тихоокеанская звезда, 22 ноября 2019 года

СВЕТЛАНА ТРЕМАСОВА — НОВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ДВОПП

Реклама членов ДВОПП: